суббота, 4 апреля 2015 г.

Детализация биографии Н.К. Маршалка

Некоторое время назад, интернет взорвался нетривиальной историей Николая Константиновича Маршалка (2/15/.10.1897, Митава - 22.02.1951, Нидербауэр). Сын начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции.
Белые и "условно белые" ресурсы твердили о его непростой судьбе в годы Гражданской и эмиграции. Кто-то называл его участником Ледяного похода, другие подчеркивали антинацистские взгляды. Они (его взгляды) были крайне важны для маргинальной части белой тусовки, т.к. еще один известный белогвардеец-антинацист дополнял скудный пантеон подобных личностей. 
При беглом изучении биографии Н.К. Маршалка меня удивил ряд не стыковок. Первое, что бросилось в глаза это отсутствие на его фотографиях знака за участие в 1-м Кубанском походе. Зная высокий статус этой награды логичным было бы видеть эту награду на фотографиях 1919 г., но на мундире "старого" корниловца красовался лишь знак Александровского военного училища. Стоит заметить, что в списке участников 1-го Кубанского похода фигурирует поручик Маршалк (без инициалов), но это другой человек (возможно многие путают однофамильцев, т.к. этот Маршалк был инвалидом и тоже находился в Германии). Судя по чину прапорщика Н.К. Маршалк выпустился из училища в 1917 г. 
Следующим спорным фактом в его биографии было возвращение на родину - в Латвию, вернее не само возвращение, а его причина. Хотя мне доводилось читать и о том, что прапорщик Н.К. Маршалк был послан офицером связи (!) от А.И. Деникина к князю А.А. Ливену. Думаю абсурдность этих утверждений доказывать не надо. Тем более, что специалистам известно, что 17 марта 1919 г. из Одессы в Европу отбыла делегация Российского Красного Креста во главе с А.И. Гучковым. Среди членов делегации был и прапорщик Н.К. Маршалк. На каком то этапе Маршалк расстался с Гучковым и появился в составе дивизии князя Ливена, ему было позволено носить его эффектную корниловскую форму, что вероятно и породило легенду о нем, как о представителе ВСЮР при Ливене. 
По окончании Гражданской войны Маршалк оказался в Германии и до начала 1930-х годов в жизни местной русской диаспоры никак себя не проявлял. Некоторые современные публицисты утверждают, что за антинацистские разговоры он попал в концлагерь Дахау в 1938 г. Современники Н.К. Маршалка утверждали, что он попал в концлагерь уже в 1933 г., но за активную политическую деятельность - участие в русской нацистской партии РОНД: «Большинство членов общества бывшие русские офицеры. Вот некоторые из них: МИРОНОВ, КАЛЬНИНГ, М. фон БАРКОВ, МАРШАЛК, ДМИТРИЕВ-ВЕТРОВ, БУТКЕВИЧ, ЗЕЛЕНСКИЙ и МИРЖАНОВ. Часть из них люди порядочные, хотят пристроится к движению с активными целями и вообще как ни будь устроится. Часть же просто проходимцы (таких, правда, меньше). Очень неважны МАРШАЛК и КАЛЬНИНГ». Современники также сообщали, о том, что Маршалк не был членом РОВС, никак не участвовал в жизни военной эмиграции. Арест Н.К. Маршалка состоялся еще в 1933 г., но возможно был и повторный в 1938 г. В 1939 г. Н.К. Маршалк проживал в Риге и попал в поле зрения агентуры НКВД как французский и немецкий шпион.В 1940 г. он репатриировался в Германию и сведений о его последующей жизни в моем распоряжении нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий